ВОЙТИ

Официальный сайт журнала
"В мире Растений"

Черный, красный, золотой – история хохломской росписи
Рейтинг: 
 / 4
Плохо Отлично 

Хохлома, гжель, дымка, палех… Эти слова знакомы каждому русскому человеку. Все они связаны народными промыслами, с историей нашей страны. Мы привыкли к ним и порой забываем, насколько вещи, созданные отечественными умельцами, уникальны и красивы. Давайте побольше узнаем о знаменитой хохломской росписи!

hohloma2.jpg Хохлома — старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Именно здесь зародилось известное на весь мир искусство хохломской росписи. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. При Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке несколько селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. В документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.

 Хохломской рисунок

 Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы сначала грунтовали раствором глины, сырым льняным маслом и серебристым порошком олова (в современных изделиях – алюминия), по слою которого выполняли растительный узор в свободной кистевой манере письма, а затем покрывали несколькими слоями лака из льняного масла (ныне – синтетическим) и 3–4 раза закаляли при высокой температуре в печи. Именно такой сложной обработкой достигался уникальный медово-золотистый цвет.
 В хохломских росписях почти нет жанровых сценок. Художники в основном изображают так называемый травный орнамент, связанный с традициями живописи Древней Руси. Гибкие волнистые стебли и ветви с листьями, ягодками и цветами оплетают изделие, украшают его внутри и снаружи, придавая неповторимый нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу. Особенно художники любят изображать сочные красные ягоды рябины и земляники. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Впрочем, можно встретить и птиц, рыб и зверей.
 Выделяют несколько типов хохломской живописи. При верховой на золотистый фон наносят рисунок, обычно красным и черным цветами. При росписи под фон сначала намечают контур орнамента, а затем заполняют фон черной краской. Сам рисунок при этом остается золотым.
hohloma3.jpg Кроме того, различают разные виды орнамента. «Пряник» означает, что внутри чашки или блюда изображена геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травой, ягодами и цветами. «Травка» — это узор из крупных и мелких травинок. «Кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или черном фоне.

 Происхождение хохломской росписи

 Существуют две версии появления уникального искусства хохломской росписи.
 Первая версия связана со старообрядцами. Во время гонений многие старообрядцы спасались в глухих волжских лесах и маленьких деревеньках. Среди этих переселенцев было много иконописцев и мастеров книжной миниатюры. В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством и передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. Так на рубеже XVII–XVIII веков лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти».
 По второй версии способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, нижегородские ремесленники применяли еще до появления старообрядцев. В крупных селах изготавливали деревянную посуду с использованием оловянного порошка. Способ окраски такой посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.

 История хохломы

 С древних времен на Руси использовали деревянную посуду. Ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки, найденные при археологических раскопках, относятся еще к X–XIII векам.
 Самые ранние дошедшие до нас произведения хохломского искусства датируются рубежом XVIII–XIX веков. Расцвет этого народного промысла пришелся на первую половину XIX века. Тогда мастера научились применять вместо серебра более дешевое олово. Теперь изделия можно было полностью окрашивать в золотистый цвет. Тогда же из росписи исчезли белила, стало меньше синей, голубой, розовой, коричневой и зеленой краски. Основными цветами орнамента остались красный, черный и золотой.
hohloma1(400).jpg Во второй половине XIX века в Хохломе и окрестных селах было организовано грандиозное ремесленное производство расписной посуды. В одних селениях заготавливали древесину, в других занимались токарством, в третьих – вырезали из дерева ложки, в четвертых – расписывали изделия. Управляли всей этой системой скупщики.
 В конце XIX – начале XX века для Хохломы наступили тяжелые времена, так как спрос на расписную деревянную посуду стал падать. Особенно ухудшилась торговля изделиями в годы Русско-японской и Первой мировой войн. Закрывались красильни, а мастера уходили на фронт.
 Лишь в советское время, особенно после Великой Отечественной войны, хохломское искусство стало постепенно возрождаться и снова пользоваться мировой славой. И сейчас мы можем любоваться хохломой во всей ее красоте и многообразии.

 Легенда о хохломе

 О происхождении хохломы есть очень интересная легенда. Жил в Москве замечательный иконописец Андрей Лоскут. Но он был вынужден бежать оттуда, недовольный нововведениями патриарха Никона. В глуши керженских лесов, что на левом притоке Волги, Андрей Лоскут стал расписывать деревянные поделки и рисовать иконы по старому образцу. Об этом прознал патриарх Никон и отправил за непокорным мастером погоню. Но Андрей отказался возвращаться. Он завещал людям уникальное мастерство, а сам сжег себя в избе. И именно от алых и золотистых искр огня, в котором сгорел Андрей, расцвели яркие краски хохломы.

Материал опубликован в декабрьском номере 2013 года.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Сообщения блога

Травы в кляре
20.05.2019 12:38:00
ht3.jpg
Вот и подходят на грядках зеленные культуры и пряные травы. Соскучившись за...
Читать далее >>>
Написал(а): Гудвин Галина

Сообщения форума

Рассада.  (07.09.2019 14:59:01)
Читать далее >>> Написал(а): Hagar666